Ответственность сторон при международных авиаперевозках



При планировании авиаперевозки груза в международном сообщении грузоотправителю и/или заказчику перевозки необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой, регулирующей данную сферу. Это поможет предвидеть и предупредить возможные проблемы, которые могут возникнуть в процессе доставки, избежать споров и неприятных ситуаций.

Источниками правового регулирования международных воздушных перевозок является как национальное законодательство, так и международно-правовые акты.  

Грузоотправитель, грузовой агент и перевозчик обязаны соблюдать:

  • законодательство Российской Федерации,

  • международные договоры Российской Федерации и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка грузов;

  • требования, связанные с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарнокарантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В рамках законодательства РФ авиаперевозки регулируются Воздушным кодексом Российской Федерации от 19.03.1997 и Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утверждены Приказом Минтранса России от 28.06. 2007 г. N 82. Правовая основа отношений между экспедитором (грузовым агентом) и клиентом – это, в первую очередь, договор транспортной экспедиции и Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 N 87-ФЗ.

За международную часть законодательства в области авиационных перевозок отвечают правила Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА (International Air Transport Association IATA, TACT rules), Варшавская конвенция 1929 года об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, с ее изменениями (Гаагский протокол 1955 г., Гвадалахарская конвенция 1961 г., Монреальские дополнительные протоколы 1975 г.) и Монреальская конвенция 1999 года для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, к которой Россия присоединилась 15 апреля 2017 года.

Ниже приводятся основные положения об ответственности грузоотправителя, перевозчика и грузового агента (экспедитора).


Ответственность грузоотправителя



"Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей,  грузополучателей"  (утв. приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82):

……

58. В заявлении на перевозку груза указываются сведения, необходимые для перевозки груза, информация об опасном грузе и отсутствии запрещенных к перевозке предметов и веществ.

59. Если сдаваемый к  перевозке  груз  имеет  особые    свойства или требует особых условиях перевозки, грузоотправитель должен указать это в заявлении на перевозку груза.

60. Грузоотправитель обязан предоставить достоверные и   достаточные сведения, необходимые для оформления грузовой накладной.

Грузоотправитель  обязан  предоставить  достоверные  и   достаточные документы, которые до  передачи  груза  грузополучателю  необходимы  для выполнения   требований,   связанных   с   пограничным,       таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным,  ветеринарным,  фитосанитарным  и другими видами контроля в соответствии  с  законодательством   Российской Федерации. Перевозчик не обязан проверять достоверность или достаточность этих документов.

……

159. К воздушной перевозке принимается груз, который по своему качеству, свойствам, объему, весу и упаковке допущен к транспортировке воздушными судами в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законодательства страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка груза.

……

Грузоотправитель должен предоставить необходимые документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством страны, на территории, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка, международными договорами, а также правилами перевозчика;

ввоз, вывоз, транзит или трансфер груза должны быть разрешены законами и правилами страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий перевозчик или уполномоченный агент вправе отказать в приеме груза к перевозке.

……

169. Грузоотправитель обязан предоставить достоверные и достаточные сведения о грузе, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой выполняется перевозка груза.

Правила воздушных авиаперевозок международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА (International Air Transport Association IATA, TACT rules):

……

TACT rules IATA п. 2.1.2. Перевозчик или его надлежащим образом авторизованный агент по поручению отправителя или получателя могут, но не обязаны выполнять формальности, требуемые таможенными органами и другими государственными органами, и могут, но не обязаны оплачивать любые пошлины, налоги и другие сборы и осуществлять любые платежи. Отправитель, получатель и владелец груза несут совместную и индивидуальную ответственность перед перевозчиком за возмещение понесённых им расходов. Для таких целей копия авианакладной, заверенная перевозчиком должна рассматриваться в качестве оригинала.

Отправитель обязан выполнять все таможенные правила и другие государственные правила страны отправления, назначения или страны, над территорией которой производится перевозка, в том, что касается упаковки, перевозки и доставки товаров, включая предоставление такой информации и документов, которые необходимы для удовлетворения этих требований; однако, перевозчик не обязан интересоваться правильностью или достаточностью требуемой информации, документации или маркировки.

TACT rules IATA п. 2.3.1 Грузоотправитель ответственен за то, что груз упакован соответствующим способом для перевозки, чтобы обеспечить безопасную грузоперевозку, стандартную обработку и не повредить или причинить ущерб людям, грузам (товарам) и проч. собственности. Каждое грузовое место должно быть четко, разборчиво и надёжно маркировано, чтобы идентифицировать грузоотправителя и грузополучателя.

TACT rules IATA п. 6.1.6 Отправитель отвечает за правильность утверждений и деталей, описывающих груз, которые вносятся в авианакладную от его имени. — Отправитель отвечает за любой ущерб, понесенный перевозчиком или любым другим лицом в результате неправильности, неточности или неполноты упомянутых утверждений и деталей. Своей подписью отправитель одновременно подтверждает, что он согласен с условиями контракта в том виде, в котором они приведены на оборотной стороне авианакладной, а также с условиями перевозки.

Резолюция 600b ИАТА

Авианакладная — условия договора

……

11. Грузоотправитель должен соблюдать все применимые законы и постановления правительства любой страны, в которую ввозится или из которой вывозится груз, включая законы и постановления в отношении упаковки, перевозки или доставки груза, а также обязан предоставлять такую информацию и прилагать к авианакладной такие документы, которые могут потребоваться для соблюдения подобных законов и постановлений. Перевозчик не несет ответственности перед грузоотправителем, и грузоотправитель обязан возместить перевозчику все убытки или расходы в связи с невыполнением грузоотправителем настоящего положения.


Ответственность перевозчика



Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ:

…..

Статья 116. Общие принципы ответственности Перевозчик несет ответственность перед грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки груза.

Статья 119. Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

….. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Монреальская конвенция 1999 года:

…..

При перевозке груза ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой 17 специальных прав заимствования за килограмм, за исключением случаев, когда отправитель сделал в момент передачи места перевозчику особое заявление о заинтересованности в доставке и уплатил дополнительный сбор, если это необходимо. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленную сумму, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность отправителя в доставке.

…..

Резолюция 600b ИАТА

Авианакладная — условия договора

…..

II. Условия договора на оборотной стороне авианакладной

Уведомление об ограничении ответственности перевозчиков Если при перевозке конечный пункт назначения груза или пункт остановки находится не в стране отправления, то возможно применение Варшавской Конвенции или Монреальской Конвенции, которые в большинстве случаев ограничивают ответственность перевозчика за потерю, повреждение или задержку груза. В зависимости от применимого правового режима и в том случае, если не заявлена более высокая стоимость для перевозки, ответственность перевозчика может быть ограничена 17 специальными правами заимствования на один килограмм или 250 французскими золотыми франками на один килограмм, конвертируемыми в национальную валюту в соответствии с применимым законодательством. Перевозчик будет считать, что 250 французских золотых франков эквивалентны 17 специальным правам заимствования, если в условиях перевозки перевозчика не определена более крупная сумма.

….. Любое исключение или ограничение ответственности применительно к перевозчику распространяется также на агентов, служащих и представителей перевозчика, а также любое лицо, воздушное судно или оборудование которого используется для перевозки перевозчиком, а также агентами, служащими и представителями такого лица.


Ответственность экспедитора



Федеральный закон о транспортно-экспедиционной деятельности (принят Государственной Думой 11 июня 2003 года):

…..

Статья 6. Общие основания ответственности

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

2. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

3. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, за исключением ответственности экспедитора, предусмотренной пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Для целей настоящего Федерального закона при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон.

…..

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор.

…..